Проблемы развития блокчейн
Введение
Аутдор-индустрия (индустрия природо-ориентированного туризма и рекреации) в эпоху перехода к цифровой экономике стала одним из ведущих драйверов развития постиндустриальной экономики. Этот феномен получил название «рекономика» (recreation economy, reconomy) или, как её называют, индустрия динамического воспроизводства человеческого капитала (Outdoor industry association, 2017).
Годовой оборот аутдор-индустрии в Соединённых Штатах в 2016 году составил более 887 млрд. долларов. По прогнозам в 2020 году эта цифра приблизится к 1 трлн. долл. США. Индустрия природо-ориентированной рекреации и туризма в США создаёт более 7,6 млн. рабочих мест, а в федеральный и субъектные бюджеты в общей сложности поступает более 125 млрд. долларов.
Количество визитов национальных парков и национальных троп США ежегодно составляет около 331 млн. человек. Если к этому добавить более 760 млн. визитов в природные парки 50 штатов, то общий рекреационный трафик США окажется более одного триллиона визитов в год.
Для российской экономики, в том числе для туристского сектора, аутдор-индустрия представляет собой одно из наиболее перспективных направлений развития, связанного с формированием массового потребительского рынка и новой цифровой экономики.
Если проводить аналогию со статистикой рекономики США, то в России аутдор-индустрия может достигнуть оборота в 57,7 млрд. долл.США (4,5% ВВП РФ за 2016 год).
Основным препятствием для аутдор-индустрии в РФ является отсутствие институциональных условий для производства, обмена и распределения услуг и товаров, связанных с этой сферой (например, в РФ необходимо введение рекреационного законодательства, разработка стратегии развития аутдора в РФ, создание перечня требований к рекреационным активностям с целью обеспечения безопасности и качества услуги и т.д.)
С возникновением цифровой экономики децентрализованных сетей природо-ориентированный туризм и рекреация (аутдор) в России неожиданно получили весьма эффективный инструмент — блокчейн-технологии, которые позволяют резко сократить отставание нашей страны в этой сфере от мировых стандартов, несмотря на традиционно-затянутые бюрократические процедуры межведомственных согласований и низко-профессиональную законотворческую практику.
При этом и в этой связи важно отметить, что руководитель Ростуризма О.Сафонов на форуме «Kazan Tourism Forum 2017. Ориентиры будущего» в своём выступлении, фактически, заявил, что его ведомство сможет покрыть отставание перехода на блокчейн-технологии отечественной туриндустрии от зарубежных стран на 5-10 лет. «Мы абсолютно убеждены в федеральном агентстве, что технология блокчейн через какое-то время, по нашему мнению, — все-таки, это не год-два, я думаю, что это 5-10 лет, — серьезнейшим образом изменит рынок туризма» — заявил О. Сафонов.
Все это происходит на фоне того, что почти третья часть всех блокчейн-стартапов в туризме, которые уже запущены в 2017 году (а всего их насчитывается более 200), созданы российскими командами на российской же платформе Эфириума. При этом, они предоставляют сервисы за рубежом, но не в России, потому что российские органы государственного управления категорически не готовы к рыночной прозрачности блокчейн-маркета.
Платформы Эфириум и Вэйвз вызвали лавину стартапов, основанных на блокчейнах: первым эшелоном шли банковские услуги и хранение данных в IT-индустрии, за ними — услуги нотариусов, провенанс в антикварном секторе, защита интеллектуальной собственности и т.п. И только третьим эшелоном блокчейн-революции оказались услуги в сферах: туриндустрии, медицины, фитнеса и лайфстайла — гостиницы, рестораны, авиабилеты, экскурсоводы, страхование, здоровый образ жизни, медицинские услуги и так далее.
Стратегия Ростуризма, ориентированная на ожидание момента, когда можно будет вступить в игру в «третьем эшелоне» блокчейна, для России неприемлема.
Туризм является интегратором услуг всех остальных секторов сервисной экономики. Ввиду очевидного институционального отставания нашей страны от стран с развитой рыночной экономикой, туриндустрия в нашей стране может и должна стать локомотивом институциональных изменений в вопросах перехода к новой экономике — цифровой, и инициатором перехода к блокчейну для всех остальных секторов социальной сферы и своих «смежников», потому что, в отличие от них, туризм РФ в настоящее время находится в состоянии жёсткой конкуренции на мировом рынке.
Основные тенденции развития блокчейн-туризма в России и за рубежом
Блокчейн-технология лежит в основе такого явления, как «блокчейн-экономика» (цифровая экономика, «децентрализованная экономика», «токеномика», «крипто-экономика», «экономика 3.0»).
Блокчейн представляет собой технологию для организации децентрализованных сетей (д-сети). Непосредственным инструментом для работы в д-сетях является мобильное и/или онлайн приложение, которое называется «dApp», или д-приложение.
Наиболее известной блокчейн-платформой для разработки и поддержки работы д-приложений является «Ethereum» (основатель Виталик Бутерин). Эта платформа обеспечивает сервисы для разработки и функционирования д-приложений в самых разных секторах реальной экономики.
Важной особенностью Эфириума является удобный инструментарий для организации блокчейн экосистем, связанный с разработкой смарт-контрактов (smart-contract), которые лежат в основе выпускаемых (эмитируемых) токенов (tokens). Собственно, этот функционал Эфириума и обеспечил наблюдаемый нами сегодня бум в разработке новых токен-систем в различных экономических сегментах. Этот бум, по сути, знаменует собой начало формирования новой — блокчейн-экономики.
Смарт-контракт — это протокол самоисполняемых контрактов, выполняемых в блокчейн-среде. Другими словами, это контракт обмена активами между пользователями д-приложений, для исполнения которого не требуются посредничество третьей стороны. С помощью смарт-контракта пользователи д-приложения, которые обмениваются активами, достигают консенсуса (Гурьева, 2017).
Однако в блокчейн-среде обмениваются не самими активами, а токенами, которые является цифровыми единицами актива. В роли актива могут выступать самые разные сущности — материальные объекты, услуги, обязательства, время и прочее.
Отличие цифровой валюты (токенов) от фиатной (фидуцарной) заключается в том, что она имеет гораздо больший и почти неограниченный функционал с точки зрения как гораздо большего спектра обмениваемых сущностей, так и гораздо более высокого потенциал «взаимообмена» (fungiblity).
Технологии — 1) цепочки блоков транзакций (блокчейн), 2) защищенной временной отметки и 3) распределённой базы данных — позволяют организовать безопасную цифровую книгу учета (distributed ledger) контрактов, актов и записей, фиксирующих право собственности (или право голоса) на часть всей блокчейн-экосистемы. Таким образом, блокчейн в соединении со смарт-контрактом, превращается в токен, который может использоваться в качестве цифровой валюты и обмениваться, с тем или иным обменным курсом, на фиатные деньги.
Эмиссию токена производит компания или физическое лицо, которое владеет активом. Выпущенные токены могут использоваться:
- внутри д-приложения как внутренняя валюта для покупки услуг или товаров.
- как финансовый инструмент для инвестирования фиатных денег в токены.
- для ICO (Initial coin offering). Токены выпускаются для привлечения инвестиций в блокчейн-проект (новый вид краудфандинга — фанрайзинг криптовалюты).
Для того чтобы пользователь мог приобрести токены, или криптовалюту, в рамках д-приложения создается кошелек (wallet), который представляет собой учетную запись — аккаунт, через который производятся все транзакции с криптовалютой.
Приобретая в д-приложении токены, или криптовалюту, человек становится участником сети, которую называют «экосистемой». Чем больше участников сети, тем выше уровень доверия к экосистеме и тем выше стоимость токена («эффект сети»).
По сути, криптовалюта, которую также называют электронными (цифровыми) деньгами, уже начинает перехватывать ряд функций фидуциарных денег, которые, в перспективе, постепенно уйдут в прошлое — как в связи с ростом недоверия к государственным институтам со стороны гражданского общества, так и в связи с их ограниченной функциональностью. Недоверие к государственным институтам особенно растет на фоне роста государственного долга США, который уже сегодня составляет около 41 трлн. долларов США (а с учётом суммарного долга корпоративного сектора в 270 трлн. долларов США, т.е. более 310 триллионов!) В этой связи, нелишним будет обратить внимание на мем-маркетинговую стратегию продвижения «новой мировой электронной валюты Ripple», которой планируется заменить американский доллар, образ которой, путём вирусной атаки, заложили в голову буквально каждого ребёнка на планете Земля — в виде хорошо известного всем спиннера.
В блокчейн-системе роль государства как гаранта исполнения функции денег становится лишней. Цифровая валюта выполняет эту роль без вмешательства третьей стороны. Великобритания, Швеция уже заявили, что рассматривают вопрос о переходе на новую национальную электронную валюту. Шотландия, Венесуэла уже запустили свои криптовалюты — скот-коин и El Petro, а компания Ripple заключила соглашение с центральным банком Саудовской Аравии с целью тестирования блокчейна в платежной системе.
Краткий обзор ICO-стартапов показывает, что на международном рынке уже существует более 15 работающих д-приложений (dAppов), напрямую относящихся к туризму и более 20 д-клиентских приложений, косвенно связанных с туризмом (авиабилеты, рестораны, агрегация услуг, страхование и т.д.). Факт присутствия на туристическом рынке д-приложений, обслуживающих потребителей туристических услуг по всему миру, позволяет говорить о том, что такой сегмент цифровой экономики, как «блокчейн-туризм» (или «туризм 3.0») уже появился и находится в начале своего экспоненциального роста.
Краткий анализ рынка блокчейн-туризма: новые возможности развития туриндустрии в регионах РФ
Рассмотрим более подробно действующие на рынке туризма д-приложения (указаны в табл.1) и проанализируем их с экономической точки зрения.
Все указанные dAppы можно разделить на две большие группы: (1) д-приложения, которые с помощью блокчейна усовершенствовали традиционную маркетинговую систему лояльности (МСЛ), и (2) д-приложения, которые внедрили новый, инновационный сервис в сфере МСЛ.
Под традиционными МСЛ мы понимаем следующие сервисы: кэш-бек, баллы лояльности и дисконтные системы.
Блокчейн позволил, в первую очередь, поставщику услуг напрямую продавать свои услуги потребителю без посредников, что потенциально увеличило размер скидки и кэш-бека для конечного пользователя. Кроме этого, блокчейн-экосистем характерен «эффект сети», которые обеспечивает вовлеченность потребителя как «совладельца потребительского клуба». Степень «вовлеченности» потребителя определяется количеством его «баллов лояльности», записанных в токены. В свою очередь, токен в блокчейне представляет собой уже не только баллы, которые можно потратить на покупку услуг, но он приобретает ещё и характеристику «голосующей акции потребительской экосистемы», стоимость которой увеличивается с ростом сети. К этому эффекту добавляется также и «клубный эффект» (престижа, элитности), который усиливается за счет выпуска символьного капитала блокчейн-сети, выраженном в обменном курсе токена. На использовании этих эффектов построены МСЛ блокчейн-модели, которые мы условно называем «усовершенствованные традиционные» (табл. 1).
Таблица 1. — Список д-приложений, относящихся к сфере туризма
Источник: составлено автором
Другой тип — инновационные блокчейн-МСЛ — преимущественно, используют новый функционал блокчейна, связанный с возможностью резкого сокращения транзакционных издержек экономического обмена за счёт исключения третьей стороны в процессе подтверждения достоверности данных. Например, блокчейн-системы приходят на смену нотариусам, с помощью д-приложений на блокчейне возможно получить достоверную историю происхождения алмаза, картины и пр.
Эта возможность определила появление на рынке качественно новых сервисов, относящихся к сфере аутдор-индустрии и туризма. Ярким примером является сравнение д-приложений для шеринга частного жилья по сравнению с сервисом AirBnb. AirBnb — это посредник, который гарантирует достоверность данных, как со стороны потребителя, так и со стороны владельца жилья. Например, он гарантирует достоверность отзывов, оставленных гостем. Данная технология позволила Airbnb достичь капитализации в $31 млрд.
Блокчейн-система теперь заменяет Airbnb (исключая этого посредника из цепочки обмена) и, более того, позволяет пользователю зарабатывать на создании отзывов (ревью), точнее — зарабатывать на шеринге своих отзывов, т.к. они повышают уровень достоверности блокчейн-экосистемы.
Другими словами, блокчейн-технологии позволяют монетизировать новые типы шеринга (табл.2):